Восприятие времени ребенком

Рейтинг статьи:
Главная / Советы Мамам

Внимание! Все материалы на сайте имеют рекомендательный характер. Обязательно консультируйтесь с лечащим врачом

Восприятие времени ребенком
На самом деле мы-то, большие и умные, понимаем, что время – понятие крайне загадочное. Оно то бежит стремглав, то течет медленно. Как часто его не хватает! Или вот еще парадокс – за один день может произойти множество событий, а иногда целые месяцы пролетают незаметно, оглянулся – и вспомнить нечего. 
Подобные мысли приходят в голову и детям (вспомните самих себя – как бесконечно долго тянулся какой-нибудь нудный урок физики и как молниеносно пролетало лето)… Однако для того, чтобы  и ваши малыши начали размышлять на эту тему, чтобы смогли осознать, что же такое время, неплохо для начала познакомить их с самим этим понятием.

Что, где, когда?

Психологи заметили, что главным ориентиром во времени для маленького ребенка становится определенное событие, яркое впечатление или предвкушение чего-то важного для него.  «Это было на прошлой неделе», – скажет взрослый, а малыш – совсем иначе: «Это было, когда мне купили красную машинку». Или «Это будет, когда мы поедем к бабушке». При этом получается, что для ребенка существует только прошедшее и будущее время. Настоящее как бы отсутствует, это только текущий момент, то, что происходит сию секунду, «сейчас».
Даже совсем маленькие дети сами усваивают то, что видят изо дня в день – что бывают утро, вечер, ночь... Что утро наступает после темной ночи, а ночь – после ужина и сказки про трех медведей. Еще проще малышу сориентироваться в этом миропорядке,  если родители говорят им: «Доброе утро», «Спокойной ночи». Однако мышление у дошкольников в основном наглядно-образное, а абстрактными понятиями они оперируют с трудом. И время как раз относится к этой категории – его не увидеть, не услышать,  не потрогать. И тем не менее все мы, вне зависимости от возраста, ощущаем его ход. Даже у младенцев от природы есть ощущение времени – они ориентируются  по своим внутренним, биологическим часам – субъективному чувству, основанному на привычном ритме жизни.
Замечено, кстати, что те дети, у которых более строгий режим, лучше усваивают понятие времени. Их организм привыкает к определенному ритму, и представление о тех или иных временных отрезках дается им легче, чем тем малышам, которых сегодня покормили обедом  в полдень, а завтра – часа в три.
Что же касается часов, то как предмет они начинают интересовать детей примерно  с трех-четырех лет. Особо сообразительные малыши уже в этом возрасте способны овладеть искусством определять время. Но даже не умея ориентироваться в том, что показывают стрелки, уже в три-четыре года дети оперируют в своих играх понятием времени. Например, подражая взрослым, говорят своим куклам  и мишкам: «Уже три часа, сейчас будем обедать!» 

!Речь!

В первые шесть месяцев жизни у малыша идет предречевое раз витие — закладывается тот базис, на котором ребенок в дальнейшем сможет овладеть звуковой стороной родного языка. Чтобы этот процесс происходил без задержек, крохе необходимо много и полноценно общаться со взрослыми.


Восприятие времени - Сначала и потом.

Но не надо забегать вперед. Первые понятия, с которыми стоит познакомить ребенка уже после полутора – двух лет – те, из которых состоит само представление о времени.  То есть «сначала», «потом», «сейчас»,  «до того», «после того», «скоро», «еще долго» и т.д.

Всему этому не нужно посвящать каких-то отдельных лекций – просто говорите эти слова, играя и общаясь с ребенком, комментируя таким образом свои действия:  «Сначала пойдем умоемся, потом будем завтракать, а потом – гулять»… Именно так эти базовые понятия с младенчества укоренятся в его сознании. Они могут касаться, кстати,  не только каких-то повседневных действий, но и всего того, о чем вы рассказываете ребенку – например, как из зернышка появляется растение, как гусеница превращается в бабочку, как построили  ваш город…

Восприятие времени - Дни недели.

Дальше больше – можно переходить к конкретным понятиям, обозначающим разные отрезки времени. Постепенно ребенок поймет,что такое «сегодня», «завтра», «вчера». Это не так просто, как может показаться, – поначалу дети часто путают эти слова (ведь это самая что ни есть абстракция!). Для того чтобы «закрепить пройденное», почаще спрашивайте  у малыша: «Во что ты играл вчера  в садике», «Знаешь, куда мы с тобой пойдем завтра?». Через некоторое время, когда ребенок освоится с этими хитростями, сообщите  ему и что такое позавчера, и что такое послезавтра.Одновременно с этим можно знакомить с календарем – днями недели, месяцами. Купите ему красивый детский календарь  с картинками и повесьте в его уголке. Разумеется, малыш в один момент не выучит всех этих новых  и таких сложных слов – пусть  учится запоминать их постепенно и последовательно. Для этого просто каждое утро сообщайте, какой сегодня день недели, число, месяц. Можно специально потренироваться определять по календарю, какой день недели и какое число было вчера, а какое наступит послезавтра. Лучше, если эти тренировки не будут надуманными  и нудными, а станут частью разговора, игры, обсуждения планов. Для того чтобы ребенок запомнил, что такое неделя, начните как-нибудь с вечера понедельника обводить на календаре каждый прошедший день.  В воскресенье вечером покажите малышу, что прошло семь дней, которые составили одну строчку. Так он зрительно запомнит и это понятие.

Можно сделать еще интереснее –  взять календарь с большими клетками и каждый день (ну, или достаточно часто) рисовать там какое-то простое изображение наподобие пиктограммы. Такая картинка будет фиксировать какое-то событие, произошедшее с ребенком в этот день, – например, катание на карусели, посещение зоопарка, поездку в гости к бабушке или покупку новой рыбки  для аквариума. Можно так же обозначить и предстоящие события – поход в бассейн, в кружок или в театр. Можно пометить там же и дни рождения членов вашей семьи и друзей, наклеив рядом с датами их маленькие фотографии. Так ребенок уже к 4-5 годам сможет готовиться к будущим событиям, приучится ценить и распределять время.


Восприятие времени – одна из самых больших тайн мозга. Сегодня наука только приближается к пониманию этого процесса. Люди давно заметили, например, что время «ускоряется», когда мы взрослеем. но почему? Сегодня наука так отвечает на этот вопрос: мозг детей обрабатывает огромное количество новой информации о мире. А с возрастом нового, неизведанного становится все меньше и меньше – несмотря на тот, казалось бы, бесконечный поток разнообразной информации, который обрушивается на нас с экранов телевизора, компьютера, со страниц газет и журналов. 

Восприятие времени - Времена года.

Уже двухлетний малыш вполне способен понять, что такое времена года. Обращайте его внимание на то, какие изменения происходят в природе осенью, летом, зимой и весной, как меняется погода, что случается с деревьями, травой, как по-разному одеты люди. Все это можно показывать и «вживую», расспрашивать, чтобы ребенок вспоминал, как еще недавно выглядел скверик, теперь укрытый снегом, какие были на деревьях листья, а в реке – вода. Все эти незамысловатые беседы легко приведут вас  к разговору о временах года и все 
о тех же месяцах.

Разумеется, ребенок не запомнит последовательности месяцев молниеносно – ну да вы, кажется, никуда не торопитесь. Просто возвращайтесь к этим объяснениям снова и снова. Ну и книги, которые вы читаете малышу, не дадут вам растеряться – ведь во многих детских сказках и стихах так  или иначе обыгрываются понятия времени.

Восприятие времени - Часы.

Когда ребенок уже понял про дни недели, месяцы и времена года, пора перейти к самой сложной ориентации во времени. К часам. Для этого он уже должен знать цифры от 1 до 12. Проще всего обучать ребенка определять время по специальным детским часам с большими стрелками, крупными цифрами и четкими делениями. Расскажите, как двигается часовая стрелка, потом – как минутная. Расскажите, как устроен циферблат, что обозначают деления на нем. Поначалу обойдитесь обозначениями времени от 0 до 12, сообщите про то, что бывает три часа дня и три часа ночи. Ребенок  в возрасте от 5 до 7 лет вполне способен всю эту информацию осознать и запомнить.
Ну а дальше тренируйте его изо дня в день – пусть определяет, где должны быть стрелочки, когда он встает, обедает или ложится спать, в котором часу по телевизору идет его любимый мультфильм, как показать «без четверти пять» или «восемь двадцать»? Обычно дети с удовольствием этому учатся – конечно, если взрослые не пристают к ним с этими заданиями чересчур напористо.

Автор:

Публикация: 2011-12-19 17:18:57


Оставить комментарий

  Имя (обязательно)

Комментарий появится на сайте ТОЛЬКО после проверки модератором!

 

Калькулятор
калорий

 

Калькулятор
беременности
Последние
      отзывы
Диета по калориям

Моей подруге специальную диету посоветовал диетолог из европейского медицинского центра - http://www.emcmos.ru.В выборе правильного питания нужен ...

Ксюша 2017-02-09 18:39:15
Диета по калориям

Добрый вечер. К сожалению в вашей ситуации нужна консультация с профессиональным врачом. Информация на сайте носит рекомендательный и ...

Елена 2017-02-05 20:35:32
Диета по калориям

был инсульт, появился сахар, вес 130 , перешел на диету, считаю калории , сейчас вес 119 ,сахар от4,4 до 6,0 ,хочу догнать вес до 100 , но ...

андрей 2017-02-03 21:15:58
Импетиго

первый раз о таком слышу! ...

Елена 2016-11-30 19:20:36
Друзья сайта Карта сайта