Малыш и дорога в сказку
Рейтинг статьи:
|
- Сказки - запас мудрости.
- Польза сказки.
- Что необходимо делать взрослому.
- Расшифровка языков символов в сказке "Колобок".
- Cказки об этапах становления Мужчины и Женщины.
- Как сочинить сказку самому.
1. Сказки - запас мудрости.
Каждое поколение стремилось осмыслить этот свой опыт и передать его детям. Еще не владея письменностью и способностью мыслить абстрактными понятиями, люди передавали знания на языке образов, создавая новый, волшебный мир. Поэтому сказки и мифы — не просто истории, призванные развлечь ребенка. Это прародитель науки и искусства психологии, сокровищница человеческих знаний и опыта. Только представьте, какой колоссальный запас мудрости накопило человечество к моменту нашего рождения! Помогите малышу стать счастливым обладателем этого бесценного опыта!
2. Польза сказки.
К двум-трем годам у малыша начинают активно формироваться образное мышление и фантазия, он способен представлять действия, не связанные с его повседневной жизнью. А значит, в этом возрасте мозг готов к восприятию волшебных сказок. Как мы уже выяснили, сказки передают опыт человечества. Слушая их, маленький человечек формирует представление о том, какие ситуации могут встретиться в жизни. В них содержатся самые разные данные о мире и человеке, например:
♦ как устроен мир и кто его создал;
♦ как мальчик становится мужчиной, а девочка — женщиной;
♦ как обрести друзей и любовь;
♦какие препятствия, ловушки и опасности встречаются на жизненном пути;
♦ как себя вести, если... Поэтому очень важно, чтобы сказки и мифы, с которыми встречается малыш, были разнообразными.
3. Что необходимо делать взрослому.
К путешествию готов!
Очень важно, чтобы сам взрослый, сопровождающий малыша в сказочном путешествии, мог понять и объяснить образы и символы. Но как? Многие взрослые люди с недоверием относятся к мысли о том, что в сказке важен не только сюжет, но и образы. А ведь их можно сравнить с дорожными знаками — неподготовленному человеку некоторые из них интуитивно понятны, а некоторые — кажутся совершенно бессмысленными. Чтобы безопасно водить машину, нужно уделить время изучению указателей. Так и в сказочном путешествии. К сожалению, в школах и институтах нас этому не учат. Как же научиться самим понимать язык метафоры и научить этому своих малышей? Дело в том, что за восприятие образов (а также за эмоции, интуицию и творчество) отвечает незаслуженно забытое правое полушарие мозга. А левое, ответственное за абстрактное мышление и логику, наша система образования, увы, считает более „правильным". Это ошибка! Для того чтобы человек развивался гармонично, нужно уделять внимание каждому типу мышления: и рационально-логическому, и образно-интуитивному. Чтобы отвлечься от прямолинейного восприятия сказки и мифа и „включить" образное, прежде всего необходимо стимулировать работу правого полушария:
♦ старайтесь делать творчески даже самые обыденные дела. Например, если варите борщ — придумайте новый способ нарезать овощи;
♦ ваш малыш занят рисованием? Не стесняйтесь присоединиться к нему;
♦ обращайте внимание на эмоции окружающих людей, старайтесь понять, что именно они испытывают — так развивается „эмоциональный интеллект";
♦ еще один чудесный способ — присоединиться к работающим арт-терапевти-ческим группам, творческим объединениям, кружкам самодеятельности;
♦ обращайте внимание на детали художественных произведений. Как правило, они несут большую смысловую нагрузку. В этом вам помогут экскурсии в музеи и галереи. Кроме того, важный инструмент понимания образов — ваша собственная интуиция.
4. Расшифровка языков символов в сказке "Колобок".
Допустим, вы уже набрали какое-то количество знаний о языке символов. Как использовать их в повседневной жизни, рассказывая сказки собственному малышу? Возьмем в качестве примера всем известный „Колобок". Это не просто веселая история с печальным концом про поющую булочку. Давайте вооружимся интуицией и воображением и попробуем расшифровать язык символов. Итак... Дед и баба — муж и жена — собрали весь свой жизненный опыт (поскребли по сусекам) и сотворили новую жизнь, родили ребенка-Колобка. Когда он подрос, естественное любопытство потянуло его познавать мир. Вот только он не послушался советов опытных родителей и опрометчиво „выпорхнул из гнезда". В дороге (а она символизирует жизненный путь, становление личности) он встречается с собственным страхом — Зайцем; побеждает лень — Медведя и гнев — Волка. Но не может устоять перед хитростью, лестью и тщеславием — Лисой. Вот так бесславно и закончилось развитие юного человека. В действительности далеко не всегда такие истории приводят к реальной гибели. Однако подумайте: разве может развиваться и расти человек, который слушает только лесть и руководствуется в жизни только тщеславием? Про него не скажешь, что он живет полноценной жизнью. Наверняка среди ваших знакомых есть примеры... Как можно обсудить эту сказку с малышом? Во-первых, она позволяет вам напомнить детке о том, что родителей слушаться все-таки стоит. Во-вторых, поговорите с ним о том, почему же Колобок попался на уловки Лисы. Как бы вы поступили на его месте? А что помогло ему победить и Зайца, и Медведя, и Волка?
5. Cказки об этапах становления Мужчины и Женщины.
Существует отдельная категория сказок — так называемые „сказки об этапах становления Мужчины и Женщины". Яркий пример „девичьих" сказок „Золушка". Главная героиня этой сказки учится быть самостоятельной, строить отношения с враждебно настроенными родственниками, развивает в себе терпение и собранность, умение радоваться жизни в самых тяжелых обстоятельствах — за что и получает вознаграждение. Другой пример — „Красная шапочка" — учит девочек искусству выбора достойного партнера. Для этого стоит учитывать материнский опыт и разумные предостережения, необходимо суметь вовремя распознать „хищника", а для этого доверять интуиции и не уговаривать себя, что „на самом деле он хороший".
Сказки, изначально предназначенные для воспитания мальчиков, имеют несколько другую структуру. В них главный герой выходит в неизведанный мир с целью „уму-разуму учиться", в дороге учится приобретать друзей, помогать попавшим в беду. Кульминация сказки — сражение с чудищем, собственными негативными качествами. Победив их, герой получает в награду любовь. Еще одна разновидность сказок — о любви и разлуке. В этих сказках герой или героиня находят чудесного возлюблен -ного(ую) („Царевна лягушка", „Фи-нист — ясный сокол" и др.)» Допустив ошибку, они теряют любимого человека. В этих сказках центральной является мысль, что во время разлуки с любимым человеком сидеть и горевать — значит, обрекать себя на психическую смерть, остановку развития. Поэтому герой делает выводы из этого урока судьбы и отправляется в трудное и опасное путешествие, где преодолевает множество испытаний и возвращает утраченное счастье. В реальной жизни действительно важно постоянно делать выводы из разных ситуаций, расти и совершенствоваться — тогда любовь будет более зрелой и счастливой. Как видите, простые на первый взгляд сказочные сюжеты несут в себе такую мудрость, которой порой не хватает и нам, взрослым.
6. Как сочинить сказку самому.
Вот вы уже рассказали все известные вам сказки, прочитали все книжки... А малыш все просит: „Мама, расскажи мне сказку!" Что может быть приятнее, чем создать свой собственный волшебный мир и отправиться по его тропинкам вместе с сыном или дочуркой! Еще интереснее и полезнее будет „передать бразды правления" собственному ребенку и посмотреть, что получится. Наверное, каждая мама хоть раз в жизни сочиняла сказки про мышат, зайчат и волшебных королев — не сейчас, так в детстве. Теперь ваша задача — пробудить в малыше естественную (да-да, психологами доказано!) способность к созданию сказок. Если кроха испытывает затруднения с тем, как именно сочинять сказку, вы можете помочь ему. Вот приблизительная схема волшебной сказки: Герой — Дом — Дорога — Спутник — Испытание — Награда.
Помня об этих элементах, вы можете подтолкнуть малыша, „застрявшего" на пути создания сказки. Лучше делать это ненавязчиво, задавая открытые вопросы, например: „А где жил герой?", „Кто ему помогал?" Совместное сочинение историй поможет вам не только развить фантазию и творческое воображение. Ведь в сказке обязательно отражаются представления автора о себе, окружающем мире, актуальные потребности и т. д. Поэтому в сказке вашего крохи вы как в зеркале сможете увидеть то, что волнует его. Чаще всего рассказчик ассоциирует себя с главным героем — какой он у вашего ребенка? При адекватной самооценке у детки 3-5 лет это будет маленькое животное (ежик, зайчик), ребенок, игрушка и т. д. Появление в качестве главного героя могущественных волшебников, огромных львов и т. д. должно насторожить маму с папой. То, где и с кем живет герои, — представление малыша о семье и доме. Обратите внимание, как герой сказки взаимодействует с миром за пределами дома. Боится ли он? Или же идет воевать? Все это отражает восприятие мира как враждебного, дружелюбного либо интересного. Когда кроха рассказывает вам сказку, не спугните эти первые попытки творчества, пусть иногда и неуклюжие.
Автор: Writer
Публикация: 2010-10-21 15:22:50
Похожие статьи
Ссадины у малышей Чаще всего малыш счесывает кожу на локтях и коленях. Больно и обидно, что игру Мокрые ночи у ребенка Что делать, если у крохи „мокрые ночи"? Статистика утверждает, каждый Развитие малыша Многие мамочки удивляются тому, как их детки умнеют всего за одно лето. БылОставить комментарий
Авторы, у вас есть МАМА? Вы пишите- день женщин для МАМЫ, а оказывается КАК ПРОВЕСТИ 8 Марта с Любимым. Несколько разная тема, не так ли?! ...
PRO здоровье детских зубов Курс, который реально продается. Курс, который не говорит как заработать, он говорит мамочкам о их детях Курс за который ...
Очень познавательная статья! Спасибо! Много полезного для себя отметила. Всем рекомендую!
...
не очень ...
Родив, я некоторое время вообще пребывала в шоке. Потом прочитала статью https://materinstvo2.com/byt-mamoj-trudnaya-rabota/ посмеялась от души, ...