Логопедические занятия с малышом - упражнения и звуки
Рейтинг статьи:
|
- Разминаем ножки, ручки и ... язычок!
- Упражнения для говорения.
- Cтихотворные тренажеры.
- English — в помощь!
- Когда малыш преодолеет трудности с произношением звуков.
- Играем в слова – антонимы!
Забавные стишки-упражнения на разных языках помогут маленьким говорунам „укротить" непослушные звуки!
Наконец-то малыш заговорил! Правда, наш маленький почемучка пока смешно шепелявит, сюсюкает, картавит и пришепетывает! А стоит маме в увлекательном малышовом спиче поправить „мыську" на „мышку" или „либку" на „селедку", как карапуз искренне обижается и, надув губки, замолкает или отправляется беседовать с более благосклонными игрушками. Что же в этой ситуации делать родителям: пустить дело на самотек и ждать, пока ребенок собственными силами расправится со сложными звуками, или все же вмешаться в ситуацию и побыть какое-то время личным логопедом для крохи? Ответ на этот вопрос таков: движение, зарядка плюс специальные и регулярные уроки для язычка в виде игры.
1. Разминаем ножки, ручки и ... язычок!
Почему, спрашивается, из уст карапузов в возрасте 3-6 лет слышатся смешные вариации слов? Дело все в том, что малыш не в силах анализировать свой прононс: лепетун в своем словесном потоке просто не слышит отдельных звуков, а повторяет-воспроизводит звуковой силуэт слова. Ох и непростая это на деле работа, ведь крохе нужно и смысл слова вспомнить, и заставить свой „говорительный" набор — непослушные язычок, губки и зубки — слепить нужное из посильных звуков. Плюс ко всему, преградой для беглого правильного произношения становится пассивная моторика карапуза. Не исключено, что маме по вкусу малыш-медвежонок, который подолгу сидит спокойненько и не тревожит ее бесконечными „бегалками" и „прыгалками". Да вот только из-за этой послушности у детки тормозит мелкая моторика, отсюда — и пробелы в памяти, и „каша во рту" вместо понятных слов. Оказывается, именно игровые, движения разных частей тела (а особенно ручек и ножек) позволяет пластичному мозгу малыша-дошколенка достигать рекордов в освоении новой Лексики! А вот и несколько несложных правил для начинающих домашних логопедов:
- беседуя между собой и обращаясь к крохе, придется четко, по-взрослому произносить все звуки в словах и согласовывать числа и падежи всех частей речи, следить, чтобы окончания слов в лепете самих непосед были правильными;
- поощрять подвижные игры малыша, основанные на прыжках и пробежках (кстати, неудобная обувь детки может тормозить его артикуляционную деятельность!). Подспорьем укрощению неповоротливого язычка станут игры с участием кистей рук, и особенно пальчиков (лепка, собирание паззлов и конструкторов, рисование, аппликация);
- помочь своему чаду укрощать строптивые шипящие, свистящие и рычащие звуки посредством физической зарядки для язычка и стишковой физкультуры для артикуляционного аппарата и словесной памяти непоседы.
2. Упражнения для говорения.
Зарядку для „чистоговорения" начнем с язычка, который является своеобразным дирижером в ротике малыша. Дабы этот дирижер без устали и фальши руководил произношением, вместе с крохой и желательно перед зеркалом (так самому говоруну будет легче контролировать попытки язычка запомнить важные исходные позиции и все волшебные превращения) выполняйте ряд несложных Логопедических занятий.
“Лопаточка”. Язычок высунуть, распластать на нижней губке и держать таким совочком 10-15 секунд.
"Чашечка". Ротик широко раскрыть. Язычок поднять кверху, стараясь не прикасаться им к верхним губам. Держать 10-15 секунд.
"Иголочка". Открыть ротик. Язычок сложить тонкой трубочкой и высунуть далеко вперед, удерживая его такой „иголочкой" 10-15 секунд.
"Горка". Ротик приоткрыть. Боковые края язычка прижать к верхним коренным зубкам, а язычковый кончик упереть в нижние зубки. Удерживать язычок мостиком 15 секунд.
"Часики". Скажите ребенку: "Посмотри, как тикают часики, как ходит маятник. Давай поиграем в часики, а маятником будет твой язычок. Подвигай язычком вправо-влево, вверх-вниз".
"Вкусное варенье". Сидя рядом с ребенком перед зеркалом, предложите ему представить, что вы с ним ели очень вкусное варенье: "У тебя испачкалась верхняя губа! Давай-ка слижем с нее варенье язычком. Вот так. " Показывая малышу, как надо слизать варенье, вы делаете движение широким языком по верхней губе сверху-вниз, (а не из стороны в сторону). "А теперь слижи варенье сам".
"Маляр". Скажите ребенку: "Высунь язык, рот приоткрой. Оближи, как маляр кисточкой, сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу. Сделай это десять раз". (При этом мама отсчитывает количество упражнений.)
"Зоопарк". Предложите малышу превратить язычок в зверей из зоопарка: пошипеть как змея, порычать как лев, почирикать как воробей, пожужжать пчелкой, позвенеть комариком, поцокать копытцами как лошадка и т. д.
Совет: забавную гимнастику желательно проводить, когда у малыша будет свободное от прогулок и игрушек время (не уводите детку к зеркалу специально, иначе у малыша появится стойкая неприязнь к обязательным урокам!). Кстати, очень хорошо и весело получается разминать язычок во время утренних или вечерних водных процедур в ванной комнате.
3. Cтихотворные тренажеры.
Рифмы-укротители
Поупражнялись? А теперь подекламируем! В качестве стихотворных тренажеров подойдут забавные четверостишия, потешки, скороговорки, в которых доминирующими окажутся проблемные пары звуков л/р, ш/с, щ/с, ч/т, ж/з. Здорово, если мама с папой сочинят стишки-упражнялки, рассчитанные на особенности произношения собственного чада. Ну а мы предлагаем уже готовые сочинения. Звки Р/ЛЛежит боРовок
В лужице попеРек.
Круглая спинка,
Белая щетинка,
Хвостик кРючком,
Рыльце пяточком.
Звуки Ш/СЕдет Ваня в красной Шапке
На серебряной лоШадке,
Золотой уздой Шумит,
Во все стороны глядит,
Плеточкой маШет,
Под ним лоШадка пляШет.
Звуки Щ/СУ собаки сын – Щенок,
ТаЩит Щепок он мешок,
ТаЩит Щепки через роЩу –
Этот маленький помоЩник.
Звуки Ч/ТЧик-чик-ЧикалоЧка!
Едет гусоЧка на полЧке,
УтоЧка на дудоЧке,
КуроЧка на ЧуроЧке,
ЗайЧик на тачке,
МальЧик на собаЧке!
Звуки Ж/ЗЖук-Жучок, где твой дом?
Под березовым листом!
Где Желтые сереЖки свисли над дорожкой,
Где пушистый заинька ЛоЖится ночью баиньки
Совте: разучивая логопедические стишки, малышу важно делать громкий акцент на проблемных звуках, которые должны произноситься с особым усердием. Не возбраняется в начале (середине) слова громко рыкнуть и шикнуть — главное, чтобы звук получился как можно более чистым и четким! Нет смысла критиковать кроху, если трудные звуки поначалу ну никак не даются. Лучше записывать мамин вариант стишка и пробы непоседы на магнитофон, а зате,м дать детке прослушать для сравнения. Будьте уверены, ваше чадо сделает правильные выводы и успешно преодолеет свои „шепелявки". Даже если успехи ребенка превзошли все ожидания, не загружайте малыша сразу всеми стишками — пусть маленький оратор освоит одно звукосочетание в течение двух-трех дней, то и дело во время прогулки или игры озвучивая непослушные буковки. Затем вводите новые стишки, не забывая при этом повторять пройденный материал, что здорово потренирует и память вашего лепетуна.
4. English — в помощь!
Думаете, подключить к делу „чистоговорения" еще и английский — значит, совсем запутать малыша? Так бывает, если карапузик с большим трудом осваивает азы родного языка (особенно если имеют место поражения речевых зон в коре головного мозга и требуется помощь опытных невропатолога и логопеда). Лучше всего использовать английские стишковые „помогалки", когда уже хорошо усвоены слова родного языка, а иностранные рифмовки в этом случае эффективно закрепляют результат. К тому же мы предлагаем вводить новое звуковое блюдо с приправкой — пальчиковой и телесной гимнастикой. Такой „дуэт" поможет малышу быстрее запомнить текст и успешно усвоить „особенности национального произношения"!
A little pig! (английский вариант нашей Сороки-Белобоки).
This little pig went to market (загибаем один пальчик)
This little Pig stayed at home, (загибаем второй пальчик)
This little Pig had roast-beef, (загибаем третий пальчик)
This little Pig had non (загибаем четвертый пальчик)
And this little Pig cried “wee-wee-wee-wee-wee” (кричим, хрюкаем как можно громче).
Eensy-Weensy spider (песенка про забавного паучка).
Eensy- Weensy spider
Went up the water spout
(показываете, как паучок ползет вверх по паутинке — перебираете скрещенными замочком указательными пальцами, одновременно поднимая руки над головой).Down came the rain
And washed the spider out
(руки резко опускаются вниз, показывая, что сильный дождик смыл паучка на землю).Out came the sun
And dried up all the rain,
And Eensy-Weensy spider
Went up the spout again
(пальчики „ползут" по паутинке вверх к солнышку).
Совет: кроме вышеуказанных наставлений по введению вспомогательной иностранной лексики, следует учесть, что если мама (папа) с трудом читает и переводит чаду содержание стишков, лучше приобрести малышу специальное звуковое пособие (кассету, диск) с записями рифмовок, которые специально предназначены для быстрого и качественного заучивания самыми маленькими полиглотами. Успешной учебы!
5. Когда малыш преодолеет трудности с произношением звуков.
Опытные логопеды знают, что трудные звуки укрощаются детками не одновременно, а постепенно — в зависимости от взросления артикуляционного аппарата. Итак, когда же малыши должны овладеть самыми трудными звуковыми кульбитами? 3 года - все гласные и согласные, кроме четких д/т, з/с, ж/ш/щ, ч/т, ч/ц, р/л; 4 года - могут остаться „непокоренными" ч, щ, р/л; 5-8 лет — успешно осваиваются ч, щ. Если к школе у детки все еще имеются звуковые пробелы или же некоторые звуки произносятся не очень четко, стоит взять несколько уроков логопеда-специалиста.
6. Играем в слова – антонимы!
Эта веселая забава очень полезна для малыша: во-первых, она активизирует словарь; во-вторых, учит озорника быстро вспоминать нужное слово и, конечно, совершенствует его произношение!
Правила игры:
- мама или папа называет слово и бросает мяч малышу, который подбирает антоним и возвращает мячик;
- играть можно в разные антонимы: существительные (день-ночь, щедрость-жадность), прилагательные (сильный-слабый, добрый-жестокий), глаголы (разрешать-запрещать, бежать-стоять), наречия (холодно-жарко, легко-тяжело);
- подбирать антонимы следует с нужным звуком, например со звуком Ш (узкий-Широкий, прочный-Шаткий, тихий-Шумный, балованный-послуШный);
- попутно можно попросить ребенка поnсроить предложение или придумать правильную концовку к началу, используя союз „а" и слово антоним, в котором будет „сидеть" какой-нибудь трудный звук (например: „Снежок белый, а...", „Врослые высокие, а...", „Чай горячий, а...").
Автор: Writer
Публикация: 2010-09-10 10:31:24
Похожие статьи
Запоры Кроха не ходит в туалет по-большому? Летом проблема возникает из-за нехватки Ссадины у малышей Чаще всего малыш счесывает кожу на локтях и коленях. Больно и обидно, что игру Как выбрать школу ребенку Как выбрать школу ребенку? Если этой осенью вы собираетесь отдавать своегоОставить комментарий
Авторы, у вас есть МАМА? Вы пишите- день женщин для МАМЫ, а оказывается КАК ПРОВЕСТИ 8 Марта с Любимым. Несколько разная тема, не так ли?! ...
PRO здоровье детских зубов Курс, который реально продается. Курс, который не говорит как заработать, он говорит мамочкам о их детях Курс за который ...
Очень познавательная статья! Спасибо! Много полезного для себя отметила. Всем рекомендую!
...
не очень ...
Родив, я некоторое время вообще пребывала в шоке. Потом прочитала статью https://materinstvo2.com/byt-mamoj-trudnaya-rabota/ посмеялась от души, ...