Ребенок и компьютер
Рейтинг статьи:
|
Больше всего компьютерной зависимости подвержены дети в возрасте 10-16 лет. Оно и понятно - психика у подростков неустойчивая. Но тенденция такова, что на компьютерные игры подсаживаются и младшие школьники, и даже детсадовцы. Опросы показывают, что среди детей в возрасте 5-6 лет таких 8%. По мере взросления количество прилипших к экрану резко возрастает: к девяти годам их уже 32%, к двенадцати - 33%, к четырнадцати - 44%.
Многие из школьников используют компьютер для учебы, даже домашнее задание теперь иногда высылают через Интернет, не говоря уже об электронных дневниках и журналах. Но все же в 80% случаев компьютер используется для игры. Больше и чаще играют мальчишки: им от природы свойственны азарт, любопытство и желание побеждать. При этом каждому третьему игроку, по его собственному признанию, трудно оторваться от монитора. А это, по мнению психологов, уже опасный симптом. Избавиться от компьютерной зависимости, как от любой другой, крайне непросто.
Виртуальная реальность
Неудивительно, что в компьютер “сбегают" в первую очередь неуверенные, нерешительные дети, которым сложно утвердиться в реальном мире. Если в школе они не блещут талантами, если с их мнением не считаются ни одноклассники, ни взрослые, игра для них - единственный источник самоутверждения: “Я перешел на новый, суперсложный уровень!” Одновременно с этим она становится отдушиной, позволяет забыть о неприятностях и проблемах (семейных конфликтах, двойках в школе, трудностях в общении и т. д.). Ребенок, столкнувшись в реальной жизни с разочарованием, спешит спрятаться в виртуальном пространстве - там он чувствует себя в безопасности.
Эпидемия XXI века
- 67% учащихся имеют дома компьютер;
- 63% проводят за ним не более 3 часов в день, 18,6% - от 4 до 10 часов; 68,6 % постоянно играют в электронные игры, из них 12% тратят на это от 4 до 10 часов, а 6% - от 6 до 10 часов ежедневно;
- 22% учеников любят игры, в которых присутствуют сцены насилия и агрессии, а 3% предпочитают нейтральные вроде тетриса или пасьянса;
- 5,5% учеников признались в постоянном желании играть, а 36% учащихся - в том, что им трудно оторваться от компьютера;
- 30,5% предпочитают компьютер футболу, плаванию и прочим видам спорта;
- 13% детей считают, что электронные игры гораздо интереснее, чем общение со сверстниками, а 18% предпочитают общаться с друзьями через аську, скайп и социальные сети.
Подобная ситуация сложилась не только в нашей стране - на компьютерные игры подсаживается весь мир. Правда, в Америке дети играют в среднем полчаса в день. Это заслуга родителей, которые вовремя переключают внимание детей на что-то другое - спорт, хобби, путешествия и пр. Нам бы не мешало последовать их примеру.
Однако подобное бегство никак не решает реальных проблем: отношения со сверстниками не налаживаются, непонимание и недовольство родителей лишь усиливается. Но вместо того чтобы преодолевать эти трудности и получать необходимый жизненный опыт, он всякий раз уходит в несуществующий, вторичный мир, каким бы ярким он ни казался. То есть человек не развивается как личность. Единственной его целью, практически смыслом жизни, становится очередной этап или завершение игры (для того чтобы начать следующую). В чем, собственно, проблема?
- Большинство компьютерных игр написаны взрослыми и для взрослых без учета особенностей детской психики. А если принять во внимание, что в них без конца кого-то режут и убивают, то становится понятно, почему ребенок после такой игрушки бросается на всех подряд. Более того, он считает это нормой, ведь его любимые электронные персонажи ведут себя именно так. Чем чаще ребенок “расслабляется” подобным образом, тем выше его агрессивность. Производители, пытаясь отвадить юных пользователей от продукции, изобилующей насилием, стали указывать, что она предназначена не для детей. Однако маленьких геймеров это раззадоривает еще больше, и можно не сомневаться: они найдут способы раздобыть желанный диск.
- Самые опасные компьютерные игры, с точки зрения психологов - ролевые, в которые “режутся” в основном подростки: тинейджер настолько вживается в образ своего персонажа, что с головой погружается в его мир и начинает на все смотреть его глазами. А если это к тому же онлайн-игра, то он может придумать и своего героя, и свои правила поведения, которые ничего общего не имеют с правилами поведения в реальной жизни, а потом перенести их в окружающий мир.
- Зависимость может развиться не только от игр, но и от Интернета: дети часами просиживают на разных форумах, в чатах и в социальных сетях. В итоге виртуальное общение подменяет ребенку реальное: вместо того чтобы строить отношения с живыми людьми, он переписывается с виртуальными, толком не зная, что они из себя представляют. А в реальной жизни симпатичная девушка может оказаться старым дядечкой, который таким образом развлекается в Сети, а парень с добрыми глазами - преступником. Ведь ребенок о своих виртуальных друзьях не знает ничего.
- Зависание у компьютера чревато и другими проблемами: ухудшением зрения, сколиозом, гастритом (геймеры зачастую забывают о еде), запорами (из-за недостатка движения и застоя крови в области таза), умственным и физическим перенапряжением, бессонницей, постоянными головными болями. Бывают и страшные последствия. Известен случай, когда подросток, непрерывно проиграв 12(!) часов за компьютером, погиб от инсульта. А некоторые игры, как считают психологи, провоцируют детей на суицид. Не случайно во многих странах, в частности в Китае, Северной Корее, Великобритании и др., проблема компьютерной зависимости взята под государственный контроль.
Сначала был интерес...
Стадия первая: ЛЮБОПЫТСТВО
Стадия вторая: УВЛЕЧЕННОСТЬ
Стадия третья: ЗАВИСИМОСТЬ
Если вовремя принять меры, активная потребность в игре пропадает, но психологическая привязанность может остаться. Ребенок сторонится компьютера, однако его преследует страх сорваться. Для полного выздоровления необходимо увлечь его чем-то по-настоящему интересным.
Малыми дозами
- Не надо обещать ребенку компьютерную игру как награду: “Вот сделаешь математику, пушу тебя к компьютеру”. Это только усилит тягу. Важно заранее оговорить, сколько и когда он может играть, и не идти у него на поводу, когда будет вымаливать еще полчасика. Детям до семи лет вообще нежелательно сидеть за компьютером. В порядке исключения можно позволять им 15-20 минут один-два раза в неделю. В 7-12 лет можно проводить у монитора 30 минут в день, в 12-14 - час, в 14-17 - полтора часа максимум. Конечно, легко декларировать ограничения, но как добиться их соблюдения? Ответ прост и неумолим. Все остальное время у ребенка должно быть занято другими интересными для него делами. А это, безусловно, вопрос уже к родителям. Причем, если мальчишкам не хватает острых ощущений, которые неизменно присутствуют в их компьютерных играх, значит, и реальная альтернатива должна быть достаточно сильной, “адреналиновой” - походы, борьба, дайвинг и пр.
- Бесполезно критиковать ребенка за его страсть и пытаться насильственно отвадить от “этого ящика”. Еще хуже угрозы отключить доступ к Интернету, выкинуть диски, отдать компьютер соседу и т. д. Все это вызовет агрессию, протест и только усугубит проблему. Тогда как задача - войти в доверие к ребенку, а для этого нужно... разделить его увлечение, хотя бы отчасти. Увидев в маме или папе единомышленника, он начнет прислушиваться к словам взрослых, и тогда будет проще объяснить ему, почему те или иные действия для него нежелательны и что именно так огорчает родителей.
- Далеко не все игры ужасны или полны насилия, вызывают болезненную зависимость или изменяют психику. Например, игры-стратегии помогут развить математические способности и логику, квесты пробудят интерес к географии и истории. Однако это не значит, что ребенок должен играть в них часами - в конце концов, математические способности прекрасно развивают шахматы, а путешествовать можно наяву, а не только в игровом пространстве.
- Полностью изгонять компьютер из детской нет смысла - это чудо техники давно уже стало предметом окружающей среды для наших цифровых аборигенов. И если ребенок жить без него не может, почему бы не записать его на курсы программирования или компьютерной графики. Пытаться запретить компьютер и игры - все равно что запрещать плохую погоду. Проблему решает только достойная замена.
Автор: al.lilu
Публикация: 2012-10-29 14:58:42
Оставить комментарий
Не думаю, что компьютерные игры вредны, если играть с умом, понемногу. Конечно они затягивают, но надо уметь вовремя остановиться. Лично я люблю играть в онлайн квесты. Для меня это и возможность расслабиться, и адреналин получить одновременно.
11/01/2018 03:05:24