Воображение ребенка

Рейтинг статьи:
Главная / Советы Мамам

Внимание! Все материалы на сайте имеют рекомендательный характер. Обязательно консультируйтесь с лечащим врачом

Воображение ребенка
  1. Карлсон снова прилетел!
  2. Неизвестный друг.
  3. Зачем они нужны.
  4. Ода Карлсону.
  5. Полезное знакомство.

1. Карлсон снова прилетел!


Иногда ребенок, с нашей точки зрения, ведет себя весьма странно: придумывает какие-то небылицы, общается с вымышленными героями, не имеющими никакой связи с реальностью. Фантазирует, одним словом.

Например, малыш вдруг начинает уверять родителей, что это вовсе не он перетаскал все конфеты из вазочки – он же умный и знает, что делать это строго-настрого запрещено – диатез, понятно… Нет, он не сам, просто к нему в гости приходил слоненок из зоопарка, у него-то диатеза не бывает, взял и все съел.

У другого ребенка в шкафу поселяется какой-нибудь гном Вася и становится новым полноправным членом семьи. И теперь взрослые должны ставить гному за завтраком отдельную чашку с йогуртом или осторожно садиться на стул, чтобы случайно не раздавить крокодильчика, черепашку-ниндзя или еще какую-нибудь невидимую миру козявку, которая вдруг стала для ебенка страшно важной персоной, авторитетней отца родного. Одним словом – «Карлсон снова прилетел»! Что же прикажете с этим делать? Реакция на такие фантазии у родителей бывает разная. Одни, само собой, пугаются и тащат малыша к психологу, а то и к психиатру. Другие никуда не обращаются, но страшно сердятся и запрещают ребенку даже думать об этом самом слонике или гномике – в общем, о любой, на взгляд взрослых, нечисти, возникшей в «воспаленном» детском воображении.

 


2. Неизвестный друг.


Совместное исследование, проведенное психологами из университетов Вашингтона и Орегона, показало, что у 65% американских детей в возрасте 3–7 лет есть выдуманный друг. Причем выяснилось, что интеллектуально развитые, творческие дети чаще других придумывают себе «друзей» и сочиняют о них всевозможные истории. В 57% случаев этот воображаемый приятель – человек, а в остальных – «ожившая» игрушка или какое-то животное: белка, пантера, собака, слон. Девочки, как правило, проявляют тут больше фантазии, чем мальчики.

Наличие воображаемого друга у ребенка – это свидетельство развитой фантазии и хорошего воображения...

Чаще ребенок сам рассказывает о выдуманном друге, но не всегда – примерно в четверти случаев родители не имеют ни малейшего представления о подобных фантазиях ребенка и узнают о них, например, от детского психолога. Сопоставив данные исследований, ученые установили, что «синдром Карлсона» (так называется эта детская особенность) можно считать для малышей абсолютной нормой. И что наличие воображаемого друга – это вовсе не сигнал того, что у ребенка есть какие-то психологические проблемы. Нет – это, прежде всего, свидетельство его развитой фантазии, то есть скорее достоинство, чем недостаток.

Причиной появления у малыша «виртуального друга» может стать и чрезмерная опека. Если родители запрещают любые проявления самостоятельности, контролируют буквально каждый шаг ребенка, то именно фантазия становится «территорией свободы», где ваше чадо устанавливает свои правила.


3. Зачем они нужны.


Одним словом, если ваш ребенок вдруг завел себе такого друга, нет причин для особой тревоги. Но вот задуматься об определенных чертах его характера и особенностях воспитания стоит.
Вполне возможно, что малыш застенчив и не очень легко сходится с другими ребятами. Или – легко, но вокруг него мало детей, и ребенку не с кем играть: например, он не ходит в детский сад, а большую часть времени проводит с мамой или няней. В этом случае возникновение «виртуальной» дружбы – следствие нехватки общения, ощущение одиночества.
Часто подобные ситуации случаются и с теми, у кого появились младший брат или сестра. Такие дети могут чувствовать себя обделенными вниманием, ревновать к младшим – и тут на подмогу им приходит таинственный гном или добрый бегемотик – идеальный друг, который всегда готов поговорить, выслушать, поиграть, утешить. Возможно, ребенок в новых условиях чувствует себя дискомфортно, а воображаемый друг помогает ему справиться со стрессом.

Каковы бы ни были причины появления в жизни ребенка такого воображаемого спутника, это существо помогает ему справляться со страхами, переживаниями, поддерживает во всем. Это своего рода отражение формирующейся личности ребенка, его второе «Я», в характере которого присутствуют те черты, которых недостает малышу в нем самом.
Вымышленные друзья могут выглядеть и как осуществленная мечта, например, вожделенный щенок, которого родители никак не хотят покупать. Кроме того, эти фантомы смягчают и чувство вины у ребенка. Он ведь понимает, что если сделал «что-то не то», неминуемо последует наказание. И вот вам пожалуйста – есть на кого переложить если не всю, то хотя бы часть ответственности за проступок. Конечно, кто как не этот самый друг подговорил вашего сына раскрасить кошку зеленой гуашью? И именно на пару с ним ваше чадо лизнуло морозным январским утром железные перила детсадовского крыльца…


4. Ода Карлсону.


Малыш и карлсонПроще всего понять этот феномен на примере все того же Карлсона. Посмотрите: Карлсон нарушает решительно все нормы, которые мечтает нарушить Малыш. Он умеет летать – это тайное и, увы, неосуществимое желание каждого. Ну и все остальные отличительные черты этого маленького человечка с моторчиком тоже «не как у людей», не по правилам. Карлсон живет на крыше, всегда один; на работу, насколько мы можем судить, не ходит; никому не подчиняется. Захотел – улетел, захотел – вернулся. Он словно символизирует потаенную мечту каждого нормального ребенка ни от кого не зависеть. Даже возраста для него не существует: поди пойми, что значит «мужчина в самом расцвете сил»!
В общем, это предельно свободное и, возможно, бессмертное создание (что тоже важно – именно в возрасте Малыша детей обычно беспокоит страх смерти). Некий детский идеал, заведомо недостижимый и бесконечно манящий.


5. Полезное знакомство.


Психологи считают, что общение с таким виртуальным другом многому учит ребенка. Например, способствует эмпатии – способности поставить себя на место другого человека в тех или иных обстоятельствах. Ведь ребенок придумывает хоть и свой собственный образ, но все же это другое существо – с присущими другому мыслями, чувствами и желаниями.
Считается, что подобный опыт помогает маленькому человеку лучше понимать людей, уже вполне реальных – как детей, так и взрослых. Так что ни в коем случае не стоит «прогонять» таких друзей. Пройдет немного времени, ребенок подрастет – и этот незри-мый друг растворится как не бывало… А пока он есть, самая роковая ошибка родителей – убеждать ребенка, что друга не существует. Такое правдоискательство, скорее всего, вызовет у малыша агрессивную реакцию – ведь для него-то этот персонаж реальный! Если уж его драгоценный гном – выдумка, что вообще настоящее-то в этом мире?

Ребенок имеет право на вымысел – не лишайте его этого права, не отбирайте мечту. Это жестоко – да и вообще лишено здравого смысла. Не надо сравнивать детскую фантазию с настоящей лукавой ложью. У фантазии, какой бы странной она ни была, нет корыстной подоплеки. То есть если рассуждать тоньше, определенная, неосознанная «корысть», конечно же, присутствует и тут – как в любом механизме психологической защиты. Но осуждать ребенка за это было бы нелепо.

И, конечно, не стоит высмеивать отношения малыша с таким другом – это чревато потерей его доверия к вам раз и навсегда. Более того – в вашей власти сделать этого мифического человечка (или зверька) вашим союзником. Если ребенок охотно вас пускает в свои фантазии – это хороший знак, это доказывает, что он вам доверяет, возможно, самое сокровенное. Подыграйте, покажите, что этот «товарищ» вам симпатичен, поинтересуйтесь его здоровьем, настроением, занятиями, приключениями, поиграйте втроем. Таким образом, ребенок поймет, что вы воспринимаете его внутренний мир всерьез, что его фантазии вам небезразличны, что его друзья – ваши друзья. А когда пройдет некоторое время и он будет продолжать рассказывать вам о взаимоотношениях с уже реальными друзьями и подружками, можете поставить себе пятерку за педагогический талант.

Но только не перегните палку, не пытайтесь манипулировать ребенком, используя его друга, – «смотри, как Волчок хорошо кушает, а ты что сидишь над тарелкой?» Все-таки это его сказка, его личный мир – и вы не должны внедряться туда по-хозяйски, со своими воспитательными амбициями.

Материал взят из журнала Young Family за ноябрь 2011 года.


Автор:

Публикация: 2011-11-01 16:41:59


Оставить комментарий

  Имя (обязательно)

Комментарий появится на сайте ТОЛЬКО после проверки модератором!


Отзывы

Наталья

И меня успокоили )))) А то наши воображаемые друзья -Вика, Никита и Оксана , как-то меня напрягли. Саша ( 3 года ) у нас мальчик очень эмоциональный , активный , а в садик попасть пока не можем ....значит все-таки не хватает ему дворового общения , вот и придумывает .
04/11/2012 14:25:26



Ирина

Спасибо за статью! Все про нашу 3-х летку. Друг щенок Тяфка, всегда рядом ("видишь на коврике сидит", "игрушки раскидал", "а плакала потому, что он за ноги меня кусал"). Появился он когда пошли в детской сад.
19/01/2012 14:33:14



 

Калькулятор
калорий

 

 

Калькулятор
беременности
Последние
      отзывы
Праздник для мамы

Авторы, у вас есть МАМА? Вы пишите- день женщин для МАМЫ, а оказывается КАК ПРОВЕСТИ 8 Марта с Любимым. Несколько разная тема, не так ли?! ...

Алена 2021-03-08 00:55:00
Как сохранить здоровье детских зубов

PRO здоровье детских зубов Курс, который реально продается. Курс, который не говорит как заработать, он говорит мамочкам о их детях Курс за который ...

Евгений 2020-05-09 05:25:00
Развитие малыша в 4 месяца

Очень познавательная статья! Спасибо! Много полезного для себя отметила. Всем рекомендую!
...

Татьяна 2020-03-31 14:46:13
Легко ли быть мамой?

Родив, я некоторое время вообще пребывала в шоке. Потом прочитала статью https://materinstvo2.com/byt-mamoj-trudnaya-rabota/ посмеялась от души, ...

Мария 2019-09-10 15:21:27
Карта сайта