Восприятие времени ребенком

Рейтинг статьи:
Главная / Советы Мамам

Внимание! Все материалы на сайте имеют рекомендательный характер. Обязательно консультируйтесь с лечащим врачом

Восприятие времени ребенком
На самом деле мы-то, большие и умные, понимаем, что время – понятие крайне загадочное. Оно то бежит стремглав, то течет медленно. Как часто его не хватает! Или вот еще парадокс – за один день может произойти множество событий, а иногда целые месяцы пролетают незаметно, оглянулся – и вспомнить нечего. 
Подобные мысли приходят в голову и детям (вспомните самих себя – как бесконечно долго тянулся какой-нибудь нудный урок физики и как молниеносно пролетало лето)… Однако для того, чтобы  и ваши малыши начали размышлять на эту тему, чтобы смогли осознать, что же такое время, неплохо для начала познакомить их с самим этим понятием.

Что, где, когда?

Психологи заметили, что главным ориентиром во времени для маленького ребенка становится определенное событие, яркое впечатление или предвкушение чего-то важного для него.  «Это было на прошлой неделе», – скажет взрослый, а малыш – совсем иначе: «Это было, когда мне купили красную машинку». Или «Это будет, когда мы поедем к бабушке». При этом получается, что для ребенка существует только прошедшее и будущее время. Настоящее как бы отсутствует, это только текущий момент, то, что происходит сию секунду, «сейчас».
Даже совсем маленькие дети сами усваивают то, что видят изо дня в день – что бывают утро, вечер, ночь... Что утро наступает после темной ночи, а ночь – после ужина и сказки про трех медведей. Еще проще малышу сориентироваться в этом миропорядке,  если родители говорят им: «Доброе утро», «Спокойной ночи». Однако мышление у дошкольников в основном наглядно-образное, а абстрактными понятиями они оперируют с трудом. И время как раз относится к этой категории – его не увидеть, не услышать,  не потрогать. И тем не менее все мы, вне зависимости от возраста, ощущаем его ход. Даже у младенцев от природы есть ощущение времени – они ориентируются  по своим внутренним, биологическим часам – субъективному чувству, основанному на привычном ритме жизни.
Замечено, кстати, что те дети, у которых более строгий режим, лучше усваивают понятие времени. Их организм привыкает к определенному ритму, и представление о тех или иных временных отрезках дается им легче, чем тем малышам, которых сегодня покормили обедом  в полдень, а завтра – часа в три.
Что же касается часов, то как предмет они начинают интересовать детей примерно  с трех-четырех лет. Особо сообразительные малыши уже в этом возрасте способны овладеть искусством определять время. Но даже не умея ориентироваться в том, что показывают стрелки, уже в три-четыре года дети оперируют в своих играх понятием времени. Например, подражая взрослым, говорят своим куклам  и мишкам: «Уже три часа, сейчас будем обедать!» 

!Речь!

В первые шесть месяцев жизни у малыша идет предречевое раз витие — закладывается тот базис, на котором ребенок в дальнейшем сможет овладеть звуковой стороной родного языка. Чтобы этот процесс происходил без задержек, крохе необходимо много и полноценно общаться со взрослыми.


Восприятие времени - Сначала и потом.

Но не надо забегать вперед. Первые понятия, с которыми стоит познакомить ребенка уже после полутора – двух лет – те, из которых состоит само представление о времени.  То есть «сначала», «потом», «сейчас»,  «до того», «после того», «скоро», «еще долго» и т.д.

Всему этому не нужно посвящать каких-то отдельных лекций – просто говорите эти слова, играя и общаясь с ребенком, комментируя таким образом свои действия:  «Сначала пойдем умоемся, потом будем завтракать, а потом – гулять»… Именно так эти базовые понятия с младенчества укоренятся в его сознании. Они могут касаться, кстати,  не только каких-то повседневных действий, но и всего того, о чем вы рассказываете ребенку – например, как из зернышка появляется растение, как гусеница превращается в бабочку, как построили  ваш город…

Восприятие времени - Дни недели.

Дальше больше – можно переходить к конкретным понятиям, обозначающим разные отрезки времени. Постепенно ребенок поймет,что такое «сегодня», «завтра», «вчера». Это не так просто, как может показаться, – поначалу дети часто путают эти слова (ведь это самая что ни есть абстракция!). Для того чтобы «закрепить пройденное», почаще спрашивайте  у малыша: «Во что ты играл вчера  в садике», «Знаешь, куда мы с тобой пойдем завтра?». Через некоторое время, когда ребенок освоится с этими хитростями, сообщите  ему и что такое позавчера, и что такое послезавтра.Одновременно с этим можно знакомить с календарем – днями недели, месяцами. Купите ему красивый детский календарь  с картинками и повесьте в его уголке. Разумеется, малыш в один момент не выучит всех этих новых  и таких сложных слов – пусть  учится запоминать их постепенно и последовательно. Для этого просто каждое утро сообщайте, какой сегодня день недели, число, месяц. Можно специально потренироваться определять по календарю, какой день недели и какое число было вчера, а какое наступит послезавтра. Лучше, если эти тренировки не будут надуманными  и нудными, а станут частью разговора, игры, обсуждения планов. Для того чтобы ребенок запомнил, что такое неделя, начните как-нибудь с вечера понедельника обводить на календаре каждый прошедший день.  В воскресенье вечером покажите малышу, что прошло семь дней, которые составили одну строчку. Так он зрительно запомнит и это понятие.

Можно сделать еще интереснее –  взять календарь с большими клетками и каждый день (ну, или достаточно часто) рисовать там какое-то простое изображение наподобие пиктограммы. Такая картинка будет фиксировать какое-то событие, произошедшее с ребенком в этот день, – например, катание на карусели, посещение зоопарка, поездку в гости к бабушке или покупку новой рыбки  для аквариума. Можно так же обозначить и предстоящие события – поход в бассейн, в кружок или в театр. Можно пометить там же и дни рождения членов вашей семьи и друзей, наклеив рядом с датами их маленькие фотографии. Так ребенок уже к 4-5 годам сможет готовиться к будущим событиям, приучится ценить и распределять время.


Восприятие времени – одна из самых больших тайн мозга. Сегодня наука только приближается к пониманию этого процесса. Люди давно заметили, например, что время «ускоряется», когда мы взрослеем. но почему? Сегодня наука так отвечает на этот вопрос: мозг детей обрабатывает огромное количество новой информации о мире. А с возрастом нового, неизведанного становится все меньше и меньше – несмотря на тот, казалось бы, бесконечный поток разнообразной информации, который обрушивается на нас с экранов телевизора, компьютера, со страниц газет и журналов. 

Восприятие времени - Времена года.

Уже двухлетний малыш вполне способен понять, что такое времена года. Обращайте его внимание на то, какие изменения происходят в природе осенью, летом, зимой и весной, как меняется погода, что случается с деревьями, травой, как по-разному одеты люди. Все это можно показывать и «вживую», расспрашивать, чтобы ребенок вспоминал, как еще недавно выглядел скверик, теперь укрытый снегом, какие были на деревьях листья, а в реке – вода. Все эти незамысловатые беседы легко приведут вас  к разговору о временах года и все 
о тех же месяцах.

Разумеется, ребенок не запомнит последовательности месяцев молниеносно – ну да вы, кажется, никуда не торопитесь. Просто возвращайтесь к этим объяснениям снова и снова. Ну и книги, которые вы читаете малышу, не дадут вам растеряться – ведь во многих детских сказках и стихах так  или иначе обыгрываются понятия времени.

Восприятие времени - Часы.

Когда ребенок уже понял про дни недели, месяцы и времена года, пора перейти к самой сложной ориентации во времени. К часам. Для этого он уже должен знать цифры от 1 до 12. Проще всего обучать ребенка определять время по специальным детским часам с большими стрелками, крупными цифрами и четкими делениями. Расскажите, как двигается часовая стрелка, потом – как минутная. Расскажите, как устроен циферблат, что обозначают деления на нем. Поначалу обойдитесь обозначениями времени от 0 до 12, сообщите про то, что бывает три часа дня и три часа ночи. Ребенок  в возрасте от 5 до 7 лет вполне способен всю эту информацию осознать и запомнить.
Ну а дальше тренируйте его изо дня в день – пусть определяет, где должны быть стрелочки, когда он встает, обедает или ложится спать, в котором часу по телевизору идет его любимый мультфильм, как показать «без четверти пять» или «восемь двадцать»? Обычно дети с удовольствием этому учатся – конечно, если взрослые не пристают к ним с этими заданиями чересчур напористо.

Автор:

Публикация: 2011-12-19 17:18:57


Оставить комментарий

  Имя (обязательно)

Комментарий появится на сайте ТОЛЬКО после проверки модератором!

 

Калькулятор
калорий

 

 

Калькулятор
беременности
Последние
      отзывы
Праздник для мамы

Авторы, у вас есть МАМА? Вы пишите- день женщин для МАМЫ, а оказывается КАК ПРОВЕСТИ 8 Марта с Любимым. Несколько разная тема, не так ли?! ...

Алена 2021-03-08 00:55:00
Как сохранить здоровье детских зубов

PRO здоровье детских зубов Курс, который реально продается. Курс, который не говорит как заработать, он говорит мамочкам о их детях Курс за который ...

Евгений 2020-05-09 05:25:00
Развитие малыша в 4 месяца

Очень познавательная статья! Спасибо! Много полезного для себя отметила. Всем рекомендую!
...

Татьяна 2020-03-31 14:46:13
Легко ли быть мамой?

Родив, я некоторое время вообще пребывала в шоке. Потом прочитала статью https://materinstvo2.com/byt-mamoj-trudnaya-rabota/ посмеялась от души, ...

Мария 2019-09-10 15:21:27
Карта сайта