Развиваем детскую речь

Рейтинг статьи:
Главная / Советы Мамам

Внимание! Все материалы на сайте имеют рекомендательный характер. Обязательно консультируйтесь с лечащим врачом

Развиваем детскую речь

Первое слово ребенка - всегда радость. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам не терпится услышать его из уст малы­ша! Вы можете не просто ждать этого чудесного события, но и помочь крохе.

Первый год жизни, несмотря на то что ребенок не говорит, очень важен для развития тех систем мозга и психическои деятельности, которые связаны с фор­мированием речи. В раннем возрасте происходит особенно интенсивное становление речи, поэтому так важно дать ребенку соответствующее развитие. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потреб­ность. Становление речи ребенка происходит поэтапно.

ФАКТ! Звуки телевизора и радио могут привести к нагрузке на нервную систему малы­ша - внимательно следите за звуковым фоном. Он не должен быть активным. 

1 ЭТАП.

Первые речевые реакции малыша - гуление. В 2 месяца появ­ляются отчетливо артикулируемые звуки. Сначала гласные (о, а, у, е), потом к ним добавляются и заднеязычные (к, г, х). Для овладения речью ребенку необходим слуховой и зрительный контакт со взрослым. В моменты эмоционального общения со взрослыми дети пристально смотрят в лицо говорящего, отчетливо повторяют мимические движения мамы или папы и подражают голосовым реакциям. Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите, подуйте, пощелкайте языком, дожидаясь взгляда малыша. Когда он посмотрит на вас, начните не­обычный разговор - издавайте звуки, похожие на гуление и воркование. Делайте паузы, давая малышу возможность повторить за вами. Во время общения обязательно дотрагивайтесь до ребенка, поглаживайте его.

2 ЭТАП.

Следующий этап речевой активности­ это лепет. Начиная с 4 месяцев голосовой поток ребенка, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги. Лепет­ная речь тесно связана с ритмическими движениями ребенка. Он может несколь­ко минут подряд ритмически повторять слоги та-та-та, ка-ка-ка, махая руками, прыгая или качаясь. Очень важно да­вать ребенку свободу движения, которая влияет не только на развитие психомото­рики, но и на формирование речевых артикуляций.  Часто можно заметить, как ребенок по­вторяет один и тот же слог, сосредото­ченно слушая себя. Детей забавляет сам процесс произнесения звуков, они вос­принимают его как увлекательную игру. Восторг вашего малыша многократно усилится, если вы будете повторять за ним. Развивая речь малыша, стоит пом­нить о звуках , которые даются ребенку легче остальных. Их и нужно осваивать первыми. К таким звукам относятся: п, б, т, д, к, г, х, н, м. Берите любой из этих звуков, соединяите с гласным и распевайте: да-да-да, ду-ду-ду... Подберите песенки, в которых подобные звуковые сочетания будут повторятся.

ФАКТ! Рядом с центром раз­вития речи расположен центр поддержания равновесия. Так, укачивание малыша перед сном и катание на качелях способствуют разнитию язы­ковых навыков.

3 ЭТАП

  • После того как освоен лепет, приходит время того самого чуда - первого слова. С 10 месяцев ребенок может начать произносить слова. Этот переход происходит на фоне продолжа­ющегося лепета. Первое слово ребенка, как правило, тоже «ле­петное», образованное из одного и того жe слога: мама, папа, баба. Ребенок начинает произносить свои «слова» , состоящие из ударного слога полного слова, например ко (кошка), ле (хлеб).
  • Все осознанные слова появляются на богатой почве лепета, поэтому необходимо, чтобы ребенок как можно чаще практико­вал свои способности. Больше разговаривайте с ребенком, ком­ментируйте свои действия, рассказывайте об окружающих предметах. Старайтесь говорить простыми фразами о реаль­ных вещах и ситуациях, в которых находится ребенок.
  • Дети учатся говорить по образцу взрослого, подражая их речи, Поэтому так важно не сюсюкать с детьми - это заторма­живает речевое развитие. Четко выговаривайте слова, так ре­бенку легче будет уловить их на слух из сплошного речевого потока. И, конечно, не путайте сюсюканье и ласку - ласковое общение с ребенком никто не отменял.
  • Не бойтесь давать малышу упрощен­ные варианты слов. Например, кошка - кис-кис, кушать- ням-ням. Для полных слов артикуляционный аппарат малыша еще не созрел, а сказать ему хо­чется многое. Такие детские слова помогут снять речевой барьер, малыш сможет выражать свои мысли. Когда ребенок будет использовать такие слова, повторяйте их во взрослом варианте. Например, ребенок говорит: «Кис-кис», ответьте ему: «Да, кошка залезла на дерево».
  • Научите ребенка прислушиваться к окружающим звукам: лаю собак, шуму дождя и проезжающих автомобилей. Это развивает физический слух, который позволит малышу правильно слышать слова взрослых и в будущем правильно их произносить.
  • Для того чтобы слова малыша стали четкими, необходимы сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика по­может сформировать работу артикуля­ционного аппарата. Дети очень любят подражать, и делать это они начинают очень рано. Поэтому yжe с первых меся­цев можно начать упражнения. Общаясь с ребенком, играя с ним, высовывайте язык, вытягивайте губы, причмокивайте, надуваите щеки. 

Игры для ладошки.

Области, отвечающие за речевую и мо­торную деятельность, находятся в моз­гу поблизости. Поэтому прослеживается 
тесная их взаимосвязь. Таким образом, стимуляция моторики способствует раз­витию речи. Пальчикавые игры - увле­кательный способ развития мелкой моторики. Деткам до года предложите самые простые варианты таких игр.

«Пальчики». 

Проговаривая слова, пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать. Начинайте с большого пальчика, следуйте к мизинцу. 
Этот пальчик - дедушка. 
Этот паль­чик - бабушка.
Этот пальчик - папоч­ка. Этот пальчик -.мамочка.
Этот пальчик - я.
Это вся моя семья!
«Цап-царап».
Положите ладошку малыша поверх своей. Вы будете читать стишок, а задача ребен­ка - внимательно следить за вами и на слове «цап-царап» отдернуть свою руку, чтобы его пальчик не попался.

По ладошке, по дорожке 
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет -
Коготки поточит.
Цап-царап!

ФАКТ! Способ­ность и любовь малышей к подражанию развита в детках с рождения. Используйте его в развитии речи. Чем больше вы будете общаться с крохой, тем быстрее вы услышите заветные первые слова от вашего карапуза.


Автор:

Публикация: 2011-11-30 12:20:11


Оставить комментарий

  Имя (обязательно)

Комментарий появится на сайте ТОЛЬКО после проверки модератором!

 

Калькулятор
калорий

 

Калькулятор
беременности
Последние
      отзывы
Диета по калориям

Моей подруге специальную диету посоветовал диетолог из европейского медицинского центра - http://www.emcmos.ru.В выборе правильного питания нужен ...

Ксюша 2017-02-09 18:39:15
Диета по калориям

Добрый вечер. К сожалению в вашей ситуации нужна консультация с профессиональным врачом. Информация на сайте носит рекомендательный и ...

Елена 2017-02-05 20:35:32
Диета по калориям

был инсульт, появился сахар, вес 130 , перешел на диету, считаю калории , сейчас вес 119 ,сахар от4,4 до 6,0 ,хочу догнать вес до 100 , но ...

андрей 2017-02-03 21:15:58
Импетиго

первый раз о таком слышу! ...

Елена 2016-11-30 19:20:36
Друзья сайта Карта сайта